С 1 января 2021 года обновлен
Налоговый кодекс
Республики Беларусь

Подробнее
Close
Close
Close
С 1 января 2021 года обновлен
Налоговый кодекс
Республики Беларусь

С 1 января 2021 года обновлен Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Изменений много, и они уже есть на easybusiness.by.
Спойлер:
- изменились ставки единого налога;
- ремесленный сбор увеличен до 2 базовых величин и его придется доплатить до 31 марта;
- выросла и сама базовая величина, которая теперь составляет 29 рублей;
- в 2021 году ИП надо обратить внимание на увеличение критерия выручки от реализации,
по достижении которого плательщики подоходного налога с физических лиц признаются
плательщиками НДС;
- кроме того, ИП разрешили обращаться за административными процедурами в любую
налоговую инспекцию
, а не только по месту постановки на учет или жительства.

Эти и другие изменения ищите на нашем сайте.
Задайте нам вопрос!
С 1 января 2021 года обновлен Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Изменений много, и они уже есть на easybusiness.by.
Спойлер:
- изменились ставки единого налога;
- ремесленный сбор увеличен до 2 базовых величин и его придется доплатить до 31 марта;
- выросла и сама базовая величина, которая теперь составляет 29 рублей;
- в 2021 году ИП надо обратить внимание на увеличение критерия выручки от реализации,
по достижении которого плательщики подоходного налога с физических лиц признаются
плательщиками НДС;
- кроме того, ИП разрешили обращаться за административными процедурами в любую
налоговую инспекцию
, а не только по месту постановки на учет или жительства.

Эти и другие изменения ищите на нашем сайте.
На индивидуального предпринимателя и его клиентов (физических лиц) распространяют свое действие нормы законодательства о защите прав потребителей.

Базовые правила, о которых необходимо помнить:
покупатель имеет право вернуть товар надлежащего качества и получить обратно уплаченную сумму денежных средств (исключение - пищевые продукты, непродовольственные товары по перечню, утвержденному Правительством Республики Беларусь, - например, бижутерия, технически сложные бытовые товары, игрушки и пр.);
индивидуальному предпринимателю необходимо помнить о том, что клиент может отказаться от услуги (работ), но при этом должен оплатить расходы, которые уже были фактически понесены на момент такого отказа;
если деятельность индивидуального предпринимателя касается сферы бытового обслуживания, то обязательными для соблюдения являются Правила бытового обслуживания граждан.
Если к спорной ситуации законодательство о защите прав потребителя не применимо (например, потребителем выступает не физическое лицо), то такие вопросы регулируются гражданским законодательством и может возникнуть необходимость урегулирования разногласий в судебном порядке.
В случае, когда клиентом индивидуального предпринимателя выступает другой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отношения оформляются договором. Следовательно, жалобы и споры будут регулироваться на основе согласованных в договоре условий.
Особое внимание индивидуальному предпринимателю необходимо обратить на организацию работы с обращениями, оставленными в книге замечаний и предложений.
Правила заполнения книги замечаний и предложений:
Поля книги заполняются в момент регистрации и рассмотрения обращения.
Пример:
Потребитель оставил запись в книге замечаний и предложений, написав свой номер телефона, но не указав при этом фамилию. Закон «О защите прав потребителей» дает право оставить такое обращение без рассмотрения по существу. Однако если индивидуальный предприниматель считает, что проблема, описанная потребителем, важна и подлежит рассмотрению, а также если имеется возможность уточнить необходимые данные, то ответ на такое обращение может быть дан. Возможна ситуация, при которой индивидуальный предприниматель, позвонив по указанному номеру телефона для уточнения фамилии, от заявителя получит отказ. Соответственно, в книгу вносится запись следующего содержания: «Обращение оставлено без рассмотрения по существу в связи с анонимностью. Дополнительно был произведен звонок заявителю для уточнения фамилии. Получен отказ в предоставлении информации». Под записью проставляются дата, подпись и инициалы лица, внесшего запись.
На практике возникают ситуации, когда обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу, в частности:
не соблюдены требования к форме обращения (язык, наличие всех реквизитов и т.д.);
обращение подлежит рассмотрению в ином порядке (например, в судебном порядке);
обращение не относится к деятельности индивидуального предпринимателя;
без уважительной причины пропущен срок подачи жалобы;
подано повторное обращение по одному вопросу, которое не содержит новых обстоятельств;
с лицом, подавшим жалобу, прекращена переписка по данному вопросу.
После того как индивидуальный предприниматель примет решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, необходимо уведомить об этом заявителя в течение 5 рабочих дней. В уведомлении следует указать причины оставления без рассмотрения по существу, а также вернуть оригиналы документов, если таковые предоставлялись при подаче обращения.
По общему правилу, срок для направления ответа на обращение составляет 15 календарных дней. Если требуется дополнительное время для изучения обстоятельств или проведения проверки, то срок увеличивается до 1 месяца. Течение сроков начинается со дня, следующего за днем внесения записи в книгу замечаний и предложений. В случае, когда последний день срока рассмотрения обращения выпадает на нерабочий день, последним днем становится следующий за ним рабочий день.
Направление ответа на оставленное обращение является официальным документом индивидуального предпринимателя, которому должен быть присвоен исходящий номер. Копия ответа на обращение хранится вместе с книгой замечаний и предложений.

Для гарантии и защиты своих прав письмо с ответом на обращение следует направлять заказным письмом с уведомлением, чтобы сохранить его как подтверждение факта направления ответа, так и соблюдения установленных сроков.

По результатам рассмотрения обращения заполняется поле «Отметка о направлении ответа гражданину (дата и номер)», куда вносится запись примерно следующего содержания: «Ответ направлен 10.01.2020, регистрационный номер 1».

Важно отметить, что заявители при подаче обращений могут быть привлечены к:
административной ответственности - предусмотрена за оскорбления (штраф в размере до 30 базовых величин);

уголовной ответственности - за клевету (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет), оскорбление (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет).
Защита прав потребителя
Замена возможна на такой же или аналогичный товар (в зависимости от стоимости аналогичного товара, покупателю возвращается разница в цене либо покупатель доплачивает разницу в стоимости), или потребитель может потребовать вернуть уплаченные денежные средства. Замена товара осуществляется незамедлительно, если нет необходимости провести дополнительную проверку качества товара, что может увеличить срок до 14 дней. При невозможности замены товара на идентичный и согласии покупателя на предоставление альтернативного наименования индивидуальный предприниматель должен предоставить его в срок до одного месяца. В некоторых случаях потребитель может потребовать предоставление аналогичного товара на период урегулирования вопросов с некачественным товаром, что осуществляется в течение 3 дней на безвозмездной основе и с доставкой товара на временную замену за счет индивидуального предпринимателя.
При нарушении сроков клиент индивидуального предпринимателя может назначить новый срок, поручить выполнение иному лицу за разумную цену и потребовать возмещения расходов, соразмерного уменьшения стоимости услуг (работ) или расторгнуть договорные отношения. Если же клиент обнаружит, что услуга оказана (работы выполнены) некачественно, то у клиента есть выбор между требованием безвозмездно устранить недостатки, соразмерно уменьшить стоимость, безвозмездно изготовить аналогичное изделие / повторно оказать услугу (выполнить работу) или возместить затраты клиента, которые тот понес на устранение недостатков. Индивидуальному предпринимателю будет необходимо устранить выявленные недостатки в срок до 14 дней, если не будет согласован более длительный срок.
Книга замечаний и предложений ведется у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации им товаров, выполнения работ, оказания услуг. То есть индивидуальный предприниматель должен обеспечить ведение такой книги в каждой точке продажи.


Требование о предоставлении книги замечаний и предложений должно быть обязательно выполнено. Отказ в предоставлении книги может быть обжалован в суде.
Заявитель несет ответственность за заполнение и корректность внесенных сведений и обязан поставить личную подпись под записью.
После того как книга замечаний и предложений выдана заявителю, он заполняет поля:
  • «Дата внесения замечания и (или) предложения»;
  • «Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина»;
  • «Адрес места жительства (места пребывания), контактный телефон»;
  • «Содержание замечания и (или) предложения».
Обратите внимание, что нумерация внесенных замечаний и (или) предложений с началом нового календарного года начинается с первого порядкового номера.
ИП заполняет такие поля, как:
  • I«Порядковый номер замечаний и (или) предложения»;
  • «Резолюция руководителя организации с поручением конкретным должностным лицам рассмотреть замечание и (или) предложение» - поле должно содержать конкретное поручение о рассмотрении обращения уполномоченным лицом в произвольной форме. Например: «Иванову В. В. рассмотреть и подготовить ответ в срок до дд.мм.гггг»;
  • «Сведения о ходе и результатах рассмотрения замечания и (или) предложения, дата рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия лица, внесшего сведения» - заполняется ответственным сотрудником, которого назначил ИП, или самим ИП, имеет произвольную форму и заполняется в соответствии с совершенными по результатам рассмотрения действиями;
  • «Отметка о направлении ответа гражданину».