Оценка соответствия – это процедура, подтверждающая соответствие продукции (услуг, работ) определенным стандартам и техническим требованиям.
Под подтверждением соответствия понимаются обязательная или добровольная сертификация и декларирование соответствия.
В вопросе оценки соответствия законодатель не делает разницы между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом – условия и порядок едины.
Оценка соответствия может проводиться в форме сертификации, декларирования соответствия, испытаний или в иных формах.
2. Декларирование соответствия
процедура, применяемая при сертификации или декларировании соответствия согласно схеме подтверждения соответствия, может выступать самостоятельной формой оценки соответствия;
проводится аккредитованной или иной испытательной лабораторией (центром);
по результатам процедуры выдается (оформляется) протокол испытаний.
Национальная система подтверждения соответствия предполагает, что аккредитованные органы по сертификации проводят оценку соответствия продукции требованиям национального законодательства и выдают сертификат соответствия, действительный, как правило, только на территории Беларуси.
Оценка соответствия в рамках ЕАЭС в Беларуси также проводится аккредитованными органами по сертификации, но проходит в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС) по процедурам оценки, указанным в них, и предполагает получение сертификата соответствия, действительного на территории всех стран-участниц ЕАЭС. Если у индивидуального предпринимателя уже есть сертификат, полученный в рамках ЕАЭС, то он действителен и в Беларуси.
Международная оценка соответствия. Для тех, у кого есть сертификаты соответствия, выданные в иностранных государствах вне ЕАЭС, получать новые не всегда обязательно – в этом случае предусмотрена процедура подтверждения иностранных сертификатов в Беларуси. Для сертификатов соответствия, выданных в Беларуси, существует схожая процедура подтверждения за рубежом.
Оценке соответствия подлежат как товары собственного производства, так и импортируемые в Беларусь, независимо от обязательности процедуры.
В ЕАЭС продукция, подлежащая оценке соответствия, определяется различными ТР ТС, а также Единым перечнем продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме. Среди этой
продукции.
Индивидуальному предпринимателю нужно обратиться в орган по сертификации – организацию, аккредитованную для выполнения работ по подтверждению соответствия в необходимой области (можно обратиться к
Реестру Национальной системы аккредитации Республики Беларусь). Стоимость услуг не является фиксированной и определяется условиями договора между заявителем и органом по сертификации.
Следует отметить, что Беларусь выступает подписантом международных соглашений о признании белорусской системы аккредитации по восьми из девяти сфер аккредитации органов по оценке соответствия.
С подписанием таких соглашений у белорусских предпринимателей, которые экспортируют продукцию, появляется возможность избежать дополнительных затрат на проведение повторных испытаний и сертификации своей продукции за рубежом.
Белорусским аккредитованным лабораториям и органам по сертификации предоставляется право наносить на выдаваемые ими сертификаты соответствия и протоколы испытаний комбинированные знаки ILAC MRA/IAF MLA или текстовые ссылки EA BLA, IAF MLA, ILAC MRA. Для зарубежных торговых партнеров комбинированные знаки являются подтверждением надежности выполненных работ по оценке соответствия.
С более подробной информацией о том, какие преимущества дает международное признание белорусской системы аккредитации, можно ознакомиться в
буклете.Сертификация и
декларирование соответствия включают стандартный перечень процедур с учетом особенностей конкретного технического регламента.
Оценке соответствия в рамках национальной белорусской системы подлежат товары и иные объекты, содержащиеся в Перечне объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также технических регламентов и стандартов для отдельных видов
товаров.
Проведение оценки соответствия
(1) Определение процедуры и схемы
Необходимо определить регламент, перечень технических нормативных актов, согласно которым будет проходить оценка соответствия, а также определить схему подтверждения соответствия. Иногда продукция должна соответствовать нескольким регламентам или стандартам. При добровольной сертификации стандарты и регламенты нужно выбирать самостоятельно.
В орган по сертификации подается заявление и перечень документов, определяемых для каждого конкретного случая (например, техническая документация, протоколы испытаний, сертификаты соответствия на комплектующие, специальные разрешения).
(3) Проведение процедуры оценки соответствия
Орган по сертификации анализирует документы, представленные заявителем, проводит идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания продукции.
При принятии положительного решения орган по сертификации регистрирует сертификат в государственном реестре и выдает документ на специальном защитном бланке. Органом по сертификации также может проводиться последующий инспекционный контроль, если это предусмотрено схемой сертификации.
осуществляется в отношении продукции;
носит только обязательный характер;
оформляется заявителем самостоятельно под свою ответственность;
после прохождения проверки декларация регистрируется в государственном реестре, не предусматривает выдачу специального защищенного бланка.
осуществляется в отношении продукции и иных объектов оценки соответствия индивидуального предпринимателя, включая работы и услуги;
может быть
обязательной или
добровольной;
после прохождения проверки сертификат регистрируется в государственном реестре, заявителю выдается на специальном защищенном бланке.
Виды оценки соответствия разнятся и по территориальному признаку:
Законом определен ряд случаев наступления административной ответственности за нарушение индивидуальным предпринимателем требований об оценке соответствия – до 100% стоимости выпущенной продукции или до 300 базовых величин, если стоимость невозможно установить.